За 10 лет в России продажи алкоголя снизились почти на четверть
За последние 10 лет продажи алкоголя в России упали на 21,5%, до 6,5 л на человека в пересчете на этанол. Серьезно сократились продажи крепких напитков — водки и коньяка. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на госдоклад Роспотребнадзора.
В ведомстве рассказали, что результат немного не дотягивает до целевого, который зафиксирован в нацпроекте «Демография»: 6,08 л этанола на человека к 2023 году. Однако к 2020 году страна разместилась на 13-м месте в мировом рейтинге, хотя восемью годами ранее была на четвертой позиции.
За обозначенный период сократились, в частности, продажи крепких напитков — коньяка на 20,7% до 0,95 л на человека, а также водки и ликероводочных изделий — на 19,5%, до 6,1 л.
Эксперты отмечают, что в РФ за это время приняты основные ограничительные меры на рынке алкогольной продукции. Среди самых действенных — постепенное начало работы системы государственного контроля ЕГАИС, которая уже к 2014 году «обелила» продажи спиртного в легальной рознице.
Также сыграли весомую роль неоднократное повышение акцизов на все виды алкоголя, ограничение продаж спиртного в ларьках, запреты на распитие в общественных местах, введение уголовной ответственности за реализацию несовершеннолетним, а также временные рамки для продажи алкоголя.
Кроме того, на рынке сказались растущий интерес современных потребителей к здоровому образу жизни, а также качественное развитие в России сегмента тихих вин и пива.
В конце прошлого года Владимир Путин поручил продумать механизм использования части бюджетных средств от акцизов на табак и алкоголь на развитие физкультуры и спорта. Так, с 2026 года часть доходов от взимания акцизов должно будет предоставляться субъектам РФ в форме субсидий на реализацию мероприятий по строительству спортивных объектов, по повышению двигательной активности населения, а также на прохождение гражданами реабилитации.